.:Неофициальные
сведения о процессоре Pentium V
.:Встречаем
AMD Athlon 64 FX-51
.:Archos
Gmini: первые фото и цены
.:Intel
Azalia: кодеку AC'97 пора на свалку
Неофициальные сведения о процессоре Pentium V
Интернет-издание
Inquirer опубликовало интересную информацию о планах Intel по выпуску процессоров
на ядре Tejas. Официального подтверждения этих сведений нет, Inquirer ссылается
на некие анонимные источники.
Новый процессор обозреватели Inquirer поспешили окрестить Pentium V. Хотя такое название отдает тавтологией, не исключено, что в Intel действительно решат снова использовать раскрученный бренд. Впрочем, утверждать, что новый процессор получит именно такое название, пока нельзя (да и все остальное тоже заслуживает самого скептического отношения).
Как утверждает источник Inquirer, первые экспериментальные рабочие образцы Pentium V будут у Intel уже в январе 2004 года. На широком рынке чипы появятся примерно четыре-шесть месяцев спустя. В Inquirer также отмечают, что примерно такой же график будет использоваться и при запуске в производство процессоров на ядре Nehalem, хотя в данном случае какая-либо информация о точных сроках отсутствует.
Скорее всего, так называемый Pentium V будет работать на частотах от 5 до 7 ГГц, а для выпуска процессоров будет применяться 90-нанометровая технология, которая к 2004 году будет хорошо отработана на чипах Pentium 4 с ядром Prescott. Частота системной шины может быть увеличена до 4 ГГц, но насколько далеко в повышении частоты шины Intel пойдет на практике, неясно. В Inquirer полагают, что новые процессоры будут использовать корпусы LGA 775 с достаточно тонкой теплоотводящей пластиной поверх чипа.
Источники Inquirer также сообщают о возможности использования Pentium V с модулем расширения, добавляющим к процессору поддержку дополнительных 64-разрядных инструкций. При этом модуль расширения будет отделяться от основного процессора радиатором. Пока это описание выглядит достаточно фантастично, но к моменту выпуска процессора оно вполне может обрести более внятные черты. Учитывая, что слухи о намерении Intel реализовать в 32-разрядных процессорах дополнительные 64-разрядные инструкции появляются не впервые, можно утверждать, что определенный интерес к такому подходу в Intel имеется. Пока же такая идея реализована только в процессорах AMD Opteron и Athlon 64.
Источник: Компьюлента
Это
случилось. То, чего мы так долго ждали! Дня, который должен был наступить
год назад! Представление двору нового фаворита. Но как всегда, мы простим
опоздание, мы великодушны ко всем продуктам, выпушенным на рынок. А вот
простит ли это сам Рынок, мы поймем еще позже. Тем не менее, получить какой-то
намек можно уже из выводов этой статьи.
Итак, мы наконец получили тестовую систему на новой архитектуре. Первым делом мы решили, что этот обзор будет ориентирован на массового потребителя и не будет слишком углубляться в детали. Ведь, как многим уже известно, первым 64-битным продуктом AMD стало семейство процессоров Opteron для серверов и рабочих станций. В интернете, англо- и русскоязычном, уже существует множество обзоров первых представителей архитектуры AMD64 (есть среди них очень обширные и глубокие, как всегда на высоте Ace’s Hardware, Anandtech не подкачал и некоторые другие). Нашей же целью является дать обывателю представление о том, что это за новая рыбина и с чем ее едят, т.е. стоит ли присматриваться и/или покупать новинку.
Вначале о основных технологических нововведениях. Первое и самое очевидное: поддержка 64-х битной адресации памяти и расширение регистров общего назначения. Теперь снимается ограничение на выделение приложению максимум двух гигабайт памяти. X86 регистры общего назначения (GPR) стали вмещать 64 бита. В общем, от перехода с 286 на 386, происходящее сейчас отличается только тем, что также число GPR’ов вдобавок еще и удвоилось, что обеспечивает более эффективное выполнение даже старого 32-х битного кода и заметно облегчает код ассемблера.
Главное
преимущество 64-битности от AMD — полная совместимость и максимальное
быстродействие 32 битных приложений.
То есть все существующие операционные системы и приложения должны работать, как минимум, настолько же быстро, как и на Athlon XP. А для того, чтобы они заработали еще быстрее, достаточно их просто перекомпилировать. В дальнейшем ожидается выход версий приложений, оптимизированных с учетом новых возможностей. Но не стоит ждать повсеместного роста производительности от 64-битности. Прирост скорости зависит от типа приложения, алгоритма реализации задачи. Можно привести аналогию с тем, что нам вполне хватает одной руки, чтобы нести сумку, хотя гвозди забивать гораздо проще двумя.
Упрощенная
схема устройства нового процессора.
Следующее нововведение пока менее очевидно для обывателя, но на первых порах оно принесет больший вклад в производительность архитектуры, чем пресловутые 64 бита. Речь идет об интегрированном в процессор контроллере памяти. Да и вообще — здесь сразу надо упомянуть об изменениях в инфраструктуре систем. Теперь отпадает необходимость в доселе самом критичном компоненте чипсета — котроллере памяти. Благодаря этому, а также технологии высокоскоростной и низколатентной передачи данных HyperTransport, проектировка чипсетов и материнских плат заметно упрощается. В частности, это приведет к тому, что совсем скоро платы под Athlon 64 будут стоить менее ста долларов.
HyperTransport —
основа систем архтектуры AMD64.
На самом деле, это далеко не главная заслуга HyperTransport. Именно эта технология межузловых соединений, на мой взгляд, определяет элегантность и красоту новой архитектуры. То, что дает ей возможность быть примененной везде — от мощнейших суперкомпьютеров в мире до субноутбуков. Но об этом в следующий раз, сейчас нас интересуют настольные приложения.
В новый процессор встроена поддержка мультимедиа инструкций SSE2, что также должно помочь в приложениях, который были так оптимизированы под Pentium 4 с его сильным SIMD блоком, что не использовали ни аналогичный 3DNow! Professional у Athlon’а ни собственно сам FPU. Для достижения более высоких тактовых частот, основной конвейер удлинили с 10 до 12 стадий (у Р4 он составляет 20 стадий).
Кэш-память второго уровня увеличили в два раза, и теперь она составляет 1 Мбайт, что сумме с инклюзивным кэшем первого уровня дает 1152 килобайта. Кстати, хотя громогласно это не заявляется, быстродействие кэша было также улучшено по сравнению с Athlon’ом XP.
Для усовершенствования тепловых и механических характеристик процессора теперь используется аналогичный интеловскому интегрированный распределитель тепла (хитспредер), который защищает кристалл процессора от сколов при установке кулера. Естественным образом снижается тепловая плотность и исключаются локальные очаги перегрева кристалла при неправильном нанесении термопасты. Добавлена возможность многоступенчатого выключения системы при перегреве.
Процессор
AMD Athlon 64 FX-51 с защитной крышкой в разъеме Socket 940.
Существенно изменен подход к системе охлаждения. Так как теперь процессор внешне сильно похож на Pentium 4, будут похожими и кулеры для него. Отличие заключается в обязательной удерживающей рамке с обратной стороны материнской платы. Таким образом повышается механическая надежность систем (например, во время транспортировок), нет давления на сокет и плата не подвергается избыточному упругому напряжению. В качестве дополнительных преимуществ приводятся бОльшая эффективность больших кулеров, это мы уже видели в Pentium 4 (кстати, удерживающая рамка встречается на платах под него, но не является обязательной для настольных систем).
Надежная
схема крепления кулера.
Итак, 23 сентября представлены три модельных ряда:
1. Athlon 64 FX — для любителей игр, пользователей-профессионалов и просто энтузиастам компьютерного железа;
2. Athlon 64 — ориентирован на массовый рынок, где важно сочетание производительности, эргономики и цены.
3. Для мобильного сегмента предлагается Mobile Athlon 64, с тепловым конвертом, подходящим пока только для desktop replacement ноутбуков.
Первенцами каждого семейства стали модели Athlon 64 FX-51, Athlon 64 3200+ и Mobile Athlon 3000+. Для high-end модели (FX) применятеся новая двухзначная маркировка. В AMD решили что поскольку производительность зависит не только от тактовой частоты, а для Athlon 64 FX — от все большего количества параматров, они дадут ему абстрактную маркировку. Тоже самое было сделано с Opteron’ом и, по-моему, вполне правильно. Рынок, на который нацелен Athlon 64 FX, достаточно просвещен, и лучше многих продавцов знает что ему нужно. Для Opteron’а такой подход себя оправдал, с FX’ом проблем возникнуть не должно вовсе. Остальным двум семействам был оставлен привычный рейтинг, доставшийся в наследство от Athlon XP.
Принципиальные различия между ними указаны в этой таблице:
Процессор |
Athlon 64 FX |
Athlon 64 |
|
Сегмент рынка |
Настольные ПК |
Настольные ПК |
Ноутбуки |
Упаковка, pin |
940 |
754 |
754, без крышки |
Контроллер памяти |
128 разрядный |
64 разрядный |
64 разрядный |
Тип памяти |
Registered PC3200 - PC1600 |
Небуферизоанные PC3200 – PC1600 |
Небуферизоанные PC2700 – PC1600 |
HyperTransport |
1 шина 6,4 Гбайт/сек |
||
L2 кэш |
1 Мбайт |
||
Энергосбережение, мобильность |
Cool&Quiet |
PowerNow!, |
Как видите главное отличие Athlon 64 FX заключается в типе используемой памяти и подходом к ней. Дифференцирование продукта лишило массовый сегмент рынка вкуснейшей двухканальной памяти, но зато избавило от необходимости покупать вроде бы немного более быструю и надежную, но заметно более дорогую регистровую память.
Тактовую частоту представленные сегодня модели будут
иметь следующую:
Athlon 64 FX-51 — 2,2 ГГц,
Athlon 64 3200+ — 2 ГГц,
Mobile Athlon 3000+ — 1,8 ГГц.
То, что последние два оправдают свои рейтинги можно не сомневаться, а вот
станет ли Athlon 64 FX самым быстрым процессором в мире, мы это сегодня
и посмотрим.
Впрочем, сами цены на новые процессоры низкими не будут. AMD вообще изменяет ценовую политику, теперь топовые модели процессоров не будут стоить менее 600 долларов (впрочем, как и у Intel). FX-51 оценивается в 733 доллара в партиях от 1000 штук, Athlon 64 3200+ — по 413 у.е., так же, как и Mobile Athlon 64 3000+. Как говорят в AMD, пора зарабатывать деньги. Тоже правильно, я об этом писал еще полтора года назад. Чудес на рынке не бывает, и чтобы сохранить конкуренцию, надо иметь капитал. В конце концов, не шибко помогало AMD то, что ее продукция всегда была заметно дешевле конкурента — более 80% покупателей все равно предпочитали Intel.
Другим шагом навстречу потребителю стала реализация технологии PowerNow! в настольном варианте Athlon 64, отлично зарекомендовавшей себя ранее в мобильных процессорах. Здесь она будет называться Cool&Quiet и заключаться в том же — адаптивное динамическое изменение тактовой частоты и напряжения питания процессора в зависимости от нагрузки. Забегая вперед, отмечу, что себе я бы купил именно обычный Athlon 64 — за возможность работать в Word’е с остановленным кулером (взгляните на CPU Time в Task Manager — у меня процессорное время, занимаемое офисными программами, не превышает 5 минут в час, остальное время процессор простаивает!).
Автор: Кайрат Ахметов
Источник: http://terralab.ru
Archos Gmini: первые фото и цены
Появилась новая информация о готовящихся MP3-плеерах от Archos,
о них мы уже упоминали в новостях. Напомним, что модели Gmini 120 и 220
будут оснащены жесткими дисками объемом 20 Гб.
Размеры
120-й модели составят 113х78х26 мм, вес - 244 грамма, 220-й - 67,5х78х23
мм при весе 170 грамм. Оба смогут работать с файлами формата MP3 и WMA,
будут иметь функцию записи. Время автономной работы от литий-ионной батареи
составит от 7 до 10 часов.
В новых моделях компания Archos полностью изменила интерфейс,
теперь для управления используются более удобные иконки. Функция ARCLibrary
поможет синхронизировать содержимое ПК и плеера. Передача осуществляется
через интерфейс USB 2.0 с помощью ПО MusicMatch Jukebox Plus.
Ожидаемая цена на Archos Gmini - 340 евро за модель 120 и 430 евро за 220.
Автор: Илья Попов
Источник: http://3dnews.ru
Intel Azalia: кодеку AC'97 пора на свалку
Давно прошли те времена, когда фирма выбрасывала на рынок <голый> чип, а сторонние фирмы и организации, вроде IBM или VESA, создавали чипсеты и шины для функционирования компьютеров на базе нового CPU. По мере того как росли прибыли Intel, ее влияние увеличивалось, и некоторые разработки корпорации, такие как шина PCI, стали общепринятыми промышленными стандартами, определяющими архитектуру компьютеров практически любого уровня производительности на годы вперед.
Одной из самых удачных разработок Intel по праву может считаться кодек AC'97 - пожалуй, наиболее распространенное решение для интегрированного PC-звука. Фактически принятие AC'97 индустрией привело к повсеместному появлению звука в офисных компьютерах, бывших до этого в большинстве своем <безголосыми>. Одна из причин <любви> производителей материнских плат к AC'97 - возможность сэкономить на цифровом контроллере, поскольку все операции над цифровым звуком можно выполнять программно (то есть средствами CPU). К слову сказать, отвратительное качество звучания AC'97 на многих материнских платах - следствие использования производителями дешевых кодеков, а вовсе не внутренняя порочность AC'97. В действительности он позволяет использовать полноценный аппаратный контроллер, и немало звуковых карт оснащены кодеками AC'97 (например, Creative Audigy), о чем пользователи часто не подозревают. Но время идет, разработки устаревают, и AC'97 уже не справляется с растущими требованиями: 24-битный звук, выход на восемь колонок - все это лежит за пределами его возможностей. Создатели дешевых аудиочипов мастерят иногда довольно причудливые контроллеры, улучшающие характеристики стандартного AC'97, - например, VIA Envy24PT; разработчики звуковых решений более высокого класса, вроде Creative, полагаются на шину I2S и мощные DSP. В общем, налицо разброд, шатание и отсутствие единой организующей силы. Тем временем в Intel полным ходом идет работа над PC-аудио нового поколения, которое должно сменить AC'97. Я говорю об Azalia.
Что в имени тебе моем?
К азалии (azalea) - красивому растению семейства вересковых - интеловская Azalia не имеет никакого отношения. Все гораздо прозаичнее. Подобно AC'97, это спецификация PC-аудиоустройства, состоящего из цифрового контроллера, кодека и связывающего их интерфейса (линка). Контроллер обрабатывает цифровой звук - осуществляет 3D-позиционирование, микширование и т. д.; кроме того, он связан с шиной компьютера для чтения/записи цифрового звука из памяти. Кодек преобразует цифровой сигнал в аналоговый и обратно. Линк связывает эти два важнейших блока, по нему происходит передача цифровых аудиоданных. Так работает любое современное устройство, которое хотя бы условно можно назвать звуковой картой (на одном полюсе расположены внешние устройства типа Extigy, на другом - встроенные в системную плату <кодеки>, где контроллер предельно упрощен и интегрирован в чипсет). Спецификация будет описывать контроллер, кодек и линк; дополнительно Intel обещает предоставить примеры реализации аудиосистемы Azalia. В целом Azalia можно воспринимать как улучшенный AC'97, и сейчас мы рассмотрим основные особенности новой платформы.
Драйверы и совместимость
Шесть лет назад ради гибкости AC'97 пришлось пожертвовать совместимостью.
Разные устройства AC'97 по-разному работают с памятью, поэтому написать
единый драйвер практически невозможно. Распространенная ситуация: новая
материнская плата, в руководстве ни слова не говорится об используемом кодеке,
и диск с 20-30 драйверами, из которых надо выбрать нужный. Ясно, что AC'97
нельзя назвать дружественным пользователю. Интересно, что лет десять назад
такой проблемы не существовало - почти любая звуковая карта за небольшими
исключениями была аппаратно совместима с Adlib или Sound Blaster (Pro, 16)
- но с приходом PCI- и AC'97-звука первоначальное единство было утрачено.
Так вот, Intel вместе с Microsoft обещают решить эту проблему. Стандарт
Azalia будет включать в себя очень подробное описание работы контроллера
вплоть до способа реализации DMA, поэтому станет возможным создание универсального
драйвера, работающего с любым Azalia-устройством. Microsoft разрабатывает
единую платформу Universal Audio Architecture (UAA, универсальная аудиоархитектура)
для всех звуковых устройств Azalia, а также устройств, подключаемых к шинам
USB и IEEE1394. Будущая версия Windows - Longhorn - сможет самостоятельно
распознавать эти три типа и обеспечивать их работу без сторонних драйверов.
Правда, речь идет лишь о базовой функциональности - то есть услышать звук
из колонок можно будет сразу после установки Windows, а вот чтобы поиграть
в игру с поддержкой последней версии EAX, придется устанавливать драйверы.
Кодек и линк
Кодек AC'97 не годится для современных аудиоприложений - предельный поддерживаемый
размер сэмпла равен 20 битам. Учитывая, что максимальная разрядность звука
DVD-Audio и DVD-Video составляет 24 бит, AC'97 автоматически выбывает из
игры. Конечно же, разработчики Azalia предусмотрели поддержку и 24-битного
звука, и частоты дискретизации до 192 кГц, чего теоретически достаточно
даже для профессиональных звуковых карт. Здесь Azalia конкурирует с шиной
I2S. Вероятно, через некоторое время она сильно потеснит I2S в звуковых
картах для массового рынка (уровня Audigy/Audigy2). Конкретно, линк Azalia
обладает пропускной способностью 48 Mбит/с в SDO-режиме (выход) и 24 Мбит/с
в SDI-режиме (вход), что позволяет поддерживать самый <прожорливый>
режим: восемь каналов (7.1), 24 бит, 192 кГц - плюс модемный и телефонный
выходы (16 бит, 48 кГц). Суммарно устройства Azalia могут поддерживать до
пятнадцати каналов. Обидно,
но записывать звук с качеством 24 бит не удастся - полосы пропускания 24
Мбит/с (реально доступно около 13 Мбит/с) не хватит. Явно сказывается ориентированность
Azalia на массовый рынок, так что создать карту уровня Lynx AES16 (16 каналов,
24 бит 192 кГц, $695) с ее помощью не получится. Впрочем, Intel не исключает,
что со временем полоса пропускания может быть увеличена. Конечно, при желании
разработчик может не использовать все возможности Azalia, а ограничиться
поддержкой всего двух каналов (стерео). Вероятно, это будет распространенным
явлением на многих материнских платах. Далее, кодеки Azalia обладают механизмом
конфигурирования типа <запрос-ответ>, в отличие от кодеков AC'97,
конфигурирующихся через набор регистров. Для хранения запросов и ответов
используется кольцевой буфер. Можно будет делать кодеки, рассчитанные на
разные сегменты рынка - видимо, не только по качеству, но и по возможностям
(например, разрядности и частоте сэмплирования). Таким образом, Azalia предоставляет
разработчикам широкие перспективы для создания аудиоподсистем, существенно
превосходящих AC'97.
Синхронизация
Надежный механизм синхронизации необходим для современных аудиоустройств, работающих с несколькими звуковыми потоками и выполняющих большой объем вычислений над цифровыми данными. Проблема усугубляется при программной обработке звука - не забывайте, что Windows не является операционной системой реального времени и у программиста нет возможности точно определять временные интервалы для совершения тех или иных действий. Для синхронизации на уровне контроллера в Azalia предусмотрен общий счетчик (времени), работающий, пока активен тактовый генератор. Предусмотрен программный механизм преобразования частоты дискретизации (sample rate conversion, SRC) и средства устранения перекоса сигналов.
Потоки и узлы
<Поток>. В русском компьютерном жаргоне, пожалуй, трудно найти слово, которое бы имело так много разных толкований. Intel предлагает очередную трактовку этого термина - как логическое соединение между системной памятью и кодеком (кодеками), обрабатывающим данные. Непонятно? Цифровой звук считывается из определенного буфера в памяти по каналу DMA, преобразуется в контроллере и далее по линку направляется в кодек. Данные как бы <льются потоком> из памяти через различные устройства к кодеку. Все это вместе и определяет поток (stream). Потоки полностью независимы, каждый может обладать собственной разрядностью звука и частотой дискретизации. Узел (node) - это любой непосредственно адресуемый объект. Обычно узлы выполняют ту или иную строго определенную функцию - допустим, узлом может быть кодек, или часть кодека, или какой-то блок обработки цифровых данных. Узел содержит параметры, доступные только для чтения, но его состояние можно изменить посредством управляющих сигналов. Если вы занимались программированием, эти концепции наверняка покажутся вам знакомыми. В общем, все это призвано повысить уровень абстракции и упростить разработку устройств.
Зачем это нужно?
В целом Azalia производит очень благоприятное впечатление. Помимо поддержки современных звуковых стандартов, разработчикам предлагается готовая к использованию, мощная аппаратно-программная платформа. Поддержка Microsoft также имеет немаловажное значение. Специалисты Intel полагают, что к 2006 году Azalia-совместимые звуковые устройства займут более 90% рынка, превзойдя успех AC'97. Весьма вероятно, что так и случится; во всяком случае, есть все предпосылки для широкого применения Azalia. Какие? Стандарты, подобные AC'97 или Azalia, упрощают разработку устройств, унифицируют аппаратные и программные интерфейсы. Детально описанная программная модель упрощает написание драйверов. Благодаря совместимости можно создавать устройства из компонентов, выпущенных разными производителями и рассчитанных на разные сегменты рынка. Очень важно, что за использование Azalia не нужно платить лицензионные отчисления. Совокупность этих факторов позволяет сократить время разработки и снизить конечную цену продукции. Важно понимать, что в рамках Azalia можно сделать как сверхдешевую карточку ценой $6 с соответствующим <какчеством> звука, так и изделия уровня Audigy2, а потенциально даже гораздо выше - многое зависит от используемых кодеков и разводки аналоговых цепей. В то же время, с точки зрения пользователя, Azalia не дает ничего принципиально нового - уже довольно давно карты ценой менее $100 обеспечивают 24-битный многоканальный звук весьма неплохого качества. Так что ждать почти год, пока первые Azalia-совместимые устройства появятся в продаже, совсем не обязательно.
Автор: Павел Данилов
Источник: http://compdoc.by.ru